Речевые нарушения после инсульта: как учат говорить заново?
Примерно у 40–50% людей, которые пережили инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство, нарушается речь. И вчерашний преподаватель, менеджер по продажам или руководитель сегодня может с трудом назвать свое имя, фамилию, посчитать до 10. Это очень тяжелый удар по психике человека и его близких.
Но восстановить речь — частично или практически в прежнем виде — возможно. О логопедической реабилитации рассказала учитель-логопед и дефектолог Елена Марковская.
Почему после инсульта может нарушиться речь?
Афазия — самое распространенное речевое нарушение — возникает при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. В этом случае нарушается экспрессивная и импрессивная речь, чтение и письмо.
Различают 6 форм афазии:
- нарушение фразовой речи — афазия Брока;
- артикуляторная афазия — афферентная моторная;
- отсутствие речевой активности — динамическая;
- нарушение понимания речи — афазия Вернике;
- нарушение слухоречевой памяти — акустико-мнестическая;
- нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, предлогов — семантическая.
Нередко человек не только не читает, не пишет и не говорит, но и не понимает речь. А иногда он говорит так, что его не понимают окружающие, то есть полностью выпадает из коммуникации.
Распространены и такие формы нарушения речи, как:
- дизартрия — расстройство произносительной стороны речи;
- дисфония — расстройство голосовой функции;
- апраксия — неспособность выполнять целенаправленные, привычные движения;
- агнозия — потеря возможности узнавать и определять информацию;
- нарушения памяти.
Эти нарушения также могут быть частью синдрома афазии.
Как проходит логопедическая реабилитация?
С пациентом работает команда специалистов – логопед, реабилитолог, невролог, психолог, инструкторы ЛФК и др.
Применяются разнообразные методы.
Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.
Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Восстановление голоса нужно начинать как можно раньше.
Логопедический массаж. Он способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, тем самым улучшая произношение и уменьшая эмоциональное напряжение пациента.
Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность.
Функциональные тренировки. Это могут быть:
- называние, повторение слов, фраз;
- пение песен;
- чтение стихов;
- чтение и пересказ рассказов;
- стимулирование простых видов коммуникации;
- рисование;
- выполнение графо-моторных упражнений;
- конструирование;
- счетные операции;
- раскладывание серий сюжетных картин и мн. др.
Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группе. Но все-таки эффективнее индивидуальная работа. Как говорят, сколько афазиков — столько и афазий. Это правда: у всех пациентов нарушения речи проявляются по-своему. И важно найти подход к каждому в отдельности.
В начале терапии стоит цель вообще начать говорить, затем — сходить в магазин и купить что-то, а со временем можно пробовать и на работу выйти.
Занятия длятся по 10–40 минут в зависимости от состояния больного.
На определенном этапе логопед дает домашние задания. И лучше, чтобы пациент выполнял их со своими близкими.
В терапии используются и компьютерные программы. Но совсем другое дело, если, например, слово «стол» повторит несколько раз жена, а не компьютер. Она укажет жестом на этот предмет, проговорит слово с разной громкостью и интонацией. После 20 повторений муж поймет: «Так это же стол!».
Во-первых, такие книжки воспринимаются взрослым человеком болезненно, во-вторых, это просто неэффективно. Логотерапия афазий — это не развитие речи, а восстановление.
Родственники больного должны участвовать в реабилитации, но желательно под контролем логопеда.
Лечебная физкультура. В 90% случаев нарушения речи сопровождаются и нарушением движений. За эти функции отвечает одна и та же зона в коре головного мозга. Поэтому тренировка тела способствует в том числе восстановлению речи. В обратную сторону эта связь тоже работает. Поэтому ЛФК — также одна из важнейших составляющих реабилитации.
Медикаментозная терапия. Она воздействует непосредственно на причины речевых нарушений. Сочетание медикаментозной терапии с упражнениями активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга, и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.
Каких результатов можно достичь? И от чего это зависит?
Цели логопедической реабилитации — это полное восстановление речи, а не отдельных ее частей:
- импрессивной речи (понимания);
- экспрессивной речи (порождения речи);
- произносительной стороны речи;
- чтения;
- письма.
Бывает, что речь восстанавливается практически полностью. Процесс это очень трудоемкий и длительный — может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Он требует активного участия самого пациента, его ближайшего окружения и специалистов — логопеда, психолога. Но даже первые позитивные изменения обычно мотивируют больного и его семью продолжать реабилитацию.
Результат восстановления нарушенных речевых функций зависит от многих факторов:
- места и объема поражения;
- формы афазии;
- сроков начала восстановительного обучения;
- регулярности занятий;
- желания пациента;
- уровня поддержки его ближайшего окружения;
- квалификации специалистов.
Ключевую роль в достижении результатов восстановления речи играет логопед. Важно не только знание методик, приемов и техник, но и артистизм, умение понимать пациента, сопереживать ему, подстраиваться под его темперамент: с одними нужно быть строже, с другими — снисходительнее.
Лучшие результаты достигаются, если начать речевую реабилитацию в первые 3 месяца. Занятия должны быть регулярными: не реже 2–3 раз в неделю, иногда — чаще.
Кстати, в первый месяц речь может и сама восстановиться. В таких случаях она возвращается практически на 100%. Но если этого не произошло, специальные мероприятия нужно начинать как можно раньше.
Уже через год после инсульта около 60% людей не нуждаются в посторонней помощи. Нужно ориентироваться на такие успешные примеры и не сдаваться.
Фото: Александр Задорин
Источник: 103.by