Речевые нарушения после инсульта: как учат говорить заново?

    Примерно у 40–50% людей, которые пережили инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство, нарушается речь. И вчерашний преподаватель, менеджер по продажам или руководитель сегодня может с трудом назвать свое имя, фамилию, посчитать до 10. Это очень тяжелый удар по психике человека и его близких.

    Но восстановить речь — частично или практически в прежнем виде — возможно. О логопедической реабилитации рассказала учитель-логопед и дефектолог Елена Марковская.

    Елена Петровна Марковская
    учитель-логопед высшей категории отделения медицинской реабилитации ГУ «Республиканский клинический медицинский центр»

    Почему после инсульта может нарушиться речь?

    Афазия — самое распространенное речевое нарушение — возникает при органических повреждениях коры больших полушарий головного мозга. В этом случае нарушается экспрессивная и импрессивная речь, чтение и письмо.

    Различают 6 форм афазии:

    1. нарушение фразовой речи — афазия Брока;
    2. артикуляторная афазия — афферентная моторная;
    3. отсутствие речевой активности — динамическая;
    4. нарушение понимания речи — афазия Вернике;
    5. нарушение слухоречевой памяти — акустико-мнестическая;
    6. нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, предлогов — семантическая.
    Форма, тяжесть и проявления афазии зависят от обширности очага поражения, его локализации и характера изменения кровообращения в мозге.

    Нередко человек не только не читает, не пишет и не говорит, но и не понимает речь. А иногда он говорит так, что его не понимают окружающие, то есть полностью выпадает из коммуникации.

    Распространены и такие формы нарушения речи, как:

    • дизартрия — расстройство произносительной стороны речи;
    • дисфония — расстройство голосовой функции;
    • апраксия — неспособность выполнять целенаправленные, привычные движения;
    • агнозия — потеря возможности узнавать и определять информацию;
    • нарушения памяти.

    Эти нарушения также могут быть частью синдрома афазии.

    Как проходит логопедическая реабилитация?

    С пациентом работает команда специалистов – логопед, реабилитолог, невролог, психолог, инструкторы ЛФК и др.

    Применяются разнообразные методы.

    Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.

    Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Восстановление голоса нужно начинать как можно раньше.

    Логопедический массаж. Он способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, тем самым улучшая произношение и уменьшая эмоциональное напряжение пациента.

    Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность.

    Функциональные тренировки. Это могут быть:

    • называние, повторение слов, фраз;
    • пение песен;
    • чтение стихов;
    • чтение и пересказ рассказов;
    • стимулирование простых видов коммуникации;
    • рисование;
    • выполнение графо-моторных упражнений;
    • конструирование;
    • счетные операции;
    • раскладывание серий сюжетных картин и мн. др.

    Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группе. Но все-таки эффективнее индивидуальная работа. Как говорят, сколько афазиков — столько и афазий. Это правда: у всех пациентов нарушения речи проявляются по-своему. И важно найти подход к каждому в отдельности.

    Иногда человек может повторять за логопедом, называть предметы, отвечать на простые вопросы. А бывает, что пациент вообще не способен изобразить никакой звук. То же самое с пониманием речи: одни только частично не понимают, а другие слышат знакомые слова, но не знают, о чем идет речь.

    В начале терапии стоит цель вообще начать говорить, затем — сходить в магазин и купить что-то, а со временем можно пробовать и на работу выйти.

    Занятия длятся по 10–40 минут в зависимости от состояния больного.

    На определенном этапе логопед дает домашние задания. И лучше, чтобы пациент выполнял их со своими близкими.

    В терапии используются и компьютерные программы. Но совсем другое дело, если, например, слово «стол» повторит несколько раз жена, а не компьютер. Она укажет жестом на этот предмет, проговорит слово с разной громкостью и интонацией. После 20 повторений муж поймет: «Так это же стол!».

    Кстати, в логопедическую реабилитацию входит и обучение родственников пациента. Как правило, они не знают, как вести себя с больным: иногда говорят слишком громко, иногда заставляют его повторять одни и те же слова, обращаются с ним, как с ребенком, и даже пытаются «учить» его разговаривать по детским книжкам.

    Во-первых, такие книжки воспринимаются взрослым человеком болезненно, во-вторых, это просто неэффективно. Логотерапия афазий — это не развитие речи, а восстановление.

    Родственники больного должны участвовать в реабилитации, но желательно под контролем логопеда.

    Лечебная физкультура. В 90% случаев нарушения речи сопровождаются и нарушением движений. За эти функции отвечает одна и та же зона в коре головного мозга. Поэтому тренировка тела способствует в том числе восстановлению речи. В обратную сторону эта связь тоже работает. Поэтому ЛФК — также одна из важнейших составляющих реабилитации.

    Медикаментозная терапия. Она воздействует непосредственно на причины речевых нарушений. Сочетание медикаментозной терапии с упражнениями активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга, и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.

    Каких результатов можно достичь? И от чего это зависит?

    Цели логопедической реабилитации — это полное восстановление речи, а не отдельных ее частей:

    1. импрессивной речи (понимания);
    2. экспрессивной речи (порождения речи);
    3. произносительной стороны речи;
    4. чтения;
    5. письма.

    Бывает, что речь восстанавливается практически полностью. Процесс это очень трудоемкий и длительный — может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Он требует активного участия самого пациента, его ближайшего окружения и специалистов — логопеда, психолога. Но даже первые позитивные изменения обычно мотивируют больного и его семью продолжать реабилитацию.

    Результат восстановления нарушенных речевых функций зависит от многих факторов:

    • места и объема поражения;
    • формы афазии;
    • сроков начала восстановительного обучения;
    • регулярности занятий;
    • желания пациента;
    • уровня поддержки его ближайшего окружения;
    • квалификации специалистов.

    Ключевую роль в достижении результатов восстановления речи играет логопед. Важно не только знание методик, приемов и техник, но и артистизм, умение понимать пациента, сопереживать ему, подстраиваться под его темперамент: с одними нужно быть строже, с другими — снисходительнее.

    Лучшие результаты достигаются, если начать речевую реабилитацию в первые 3 месяца. Занятия должны быть регулярными: не реже 2–3 раз в неделю, иногда — чаще.

    Кстати, в первый месяц речь может и сама восстановиться. В таких случаях она возвращается практически на 100%. Но если этого не произошло, специальные мероприятия нужно начинать как можно раньше.

    Здесь крайне важны настойчивость больного, его желание, старание и поддержка близких. Немало случаев, когда после интенсивной, комплексной и правильной речевой реабилитации отмечается быстрый прогресс в речи.

    Уже через год после инсульта около 60% людей не нуждаются в посторонней помощи. Нужно ориентироваться на такие успешные примеры и не сдаваться.

    Фото: Александр Задорин

    Источник: 103.by

    Этот сайт использует cookies
    Понятно